Формування механізму управління конкурентоспроможністю підприємств ресторанного господарства

Вантажиться...
Ескіз
Дата
2019-10-30
Назва журналу
Номер ISSN
Назва тому
Видавець
ОНАХТ
Анотація
Дисертація на здобуття наукового ступеня кандидата економічних наук за спеціальністю 08.00.04 – економіка та управління підприємствами (за видами економічної діяльності). Дисертація присвячена поглибленню теоретико-методичних засад і розробці практичних рекомендацій у сфері формування механізму управління конкурентоспроможністю підприємств ресторанного господарства. У роботі здійснено комплексний аналіз наукових підходів до визначення конкурентоспроможності підприємств та удосконалено економічний зміст поняття «конкурентоспроможність підприємства». Розширено розуміння механізму формування конкурентоспроможності підприємства як керованого процесу. Вивчено методичні аспекти оцінки рівня конкурентоспроможності підприємств та запропоновано алгоритм системної оцінки конкурентоспроможності підприємства визначеного виду економічної діяльності, який включає низку послідовних етапів в контексті окресленого напряму дослідження конкурентоспроможності. Проведено аналіз тенденцій розвитку підприємств ресторанного господарства у Чернівецькій області та окреслено перспективні напрямки їх розвитку. Визначено місце кав’ярень, як складників ресторанного господарства, в структурі кавового ринку та проаналізовано сучасні тренди їхнього функціонування, на основі чого запропоновано розширену систему класифікації кав’ярень. Наголошено на перспективній ролі «кав’ярень третьої хвилі» у сфері гастро-туризму України; обґрунтовано пріоритетні напрями розвитку кавового бізнесу в Україні. Здійснено стратегічний аналіз конкурентоспроможності кав’ярень як самостійних об’єктів ресторанного господарства та виокремлено ключові фактори її зростання. Сформовано механізм формування конкурентної переваги через розвиток соціальної складової діяльності підприємств ресторанного господарства та визначено практичні рекомендації щодо впровадження її принципів в діяльність кав’ярень із зазначенням соціально орієнтованих заходів на кожному з рівнів - економічному, правовому, етичному та філантропічному. Окреслено особливості керування якістю продукції кав’ярень у контексті підвищення їх конкурентоспроможності та розроблено модель внутрішньофірмової інтеграції підприємств ресторанного господарства як складової механізму підвищення рівня їхньої конкурентоспроможності.
Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук по специальности 08.00.04 - экономика и управление предприятиями (по видам экономической деятельности). Диссертация посвящена углублению теоретико-методических основ и разработке практических рекомендаций в сфере формирования механизма управления конкурентоспособностью предприятий ресторанного хозяйства. В работе осуществлен комплексный анализ научных подходов к определению конкурентоспособности предприятий и усовершенствованы экономическое содержание понятия «конкурентоспособность предприятия». Расширено понимание механизма формирования конкурентоспособности предприятия как управляемого процесса. Изучены методические аспекты оценки уровня конкурентоспособности предприятий и предложен алгоритм системной оценки конкурентоспособности предприятия определенного вида экономической деятельности, включая ряд последовательных этапов в контексте очерченного направления исследования конкурентоспособности. В процессе оценки основных тенденций развития предприятий ресторанного хозяйства Черновицкой области установлено прямой связи между ростом объемов реализованных услуг и уровнем доходов населения, формируют платежеспособный спрос на предлагаемые товары и услуги. Анализ финансовых результатов деятельности предприятий ресторанного хозяйства в Черновицкой области показал стабильно высокий уровень убыточности, сформировавшийся в результате быстрых темпов роста цен на продукты питания по сравнению с темпами роста цен на услуги ресторанного бизнеса, увеличением стоимости аренды помещений, расходов на оплату труда, коротким жизненным циклом предприятий ресторанного хозяйства, снижением объема капитальных инвестиций. Установлено, что быстрые темпы роста объемов реализованных услуг исследуемого сегмента стали следствием распространения заведений, специализирующихся исключительно на приготовлении напитков, указывает на перспективность развития данной сферы хозяйствования и уместность создания новых заведений в пределах данного вида экономической деятельности. Росту рынка кофе способствует распространение кофейной культуры через социальные сети, а также расширение ассортимента кофейных напитков, увеличение способов приготовления кофе, наличие широкого выбора сортов и видов данного напитка, увеличение количества магазинов розничной торговли, кафе и разнообразного формата кафе, что упрощает доступ потребителей к кофейной продукции. С целью систематизации в работе предложено расширенную классификацию кафе по признакам формата обслуживания, наличием посадочных мест, ассортимента, формата размещения заведения, качественных характеристик кофейных напитков, волны возникновения. Обоснованно хронологические границы и определены особенности распространения трех кофейных волн в Украине. Проведен анализ тенденций развития предприятий ресторанного хозяйства в Черновицкой области и намечены перспективные направления их развития. Определено место кафе, как составляющих ресторанного хозяйства, в структуре кофейного рынка и проанализированы современные тренды их функционирования, на основе чего предложено расширенную систему классификации кафе. Отмечено перспективной роли «кафе третьей волны» в сфере гастро-туризма Украины; обоснованы приоритетные направления развития кофейного бизнеса в Украине. Осуществлен стратегический анализ конкурентоспособности кафе как самостоятельных объектов ресторанного хозяйства и выделены ключевые факторы ее роста. Сформирован механизм формирования конкурентного преимущества путем развития социальной составляющей деятельности предприятий ресторанного хозяйства и определены практические рекомендации по внедрению ее принципов в деятельность кафе с указанием социально ориентированных мероприятий на каждом из уровней - экономическом, правовом, нравственном и филантропическому. Определены особенности управления качеством продукции кафе в контексте повышения их конкурентоспособности и разработана модель внутрифирменной интеграции предприятий ресторанного хозяйства как составляющей механизма повышения уровня их конкурентоспособности.
Thesis for a Candidate Degree in Economics, specialty 08.00.04 - Economics and Management of Enterprises (by economic activities). The dissertation is devoted to deepening of theoretical and methodological foundations and working out of practical recommendations in the sphere of formation of the mechanism of management of competitiveness of the enterprises of restaurant economy. The paper analyzes the scientific approaches to determining the competitiveness of enterprises and improves the economic content of the concept of "enterprise competitiveness". The understanding of the mechanism of formation of enterprise competitiveness as a managed process has been expanded. The methodological aspects of the assessment of the level of competitiveness of enterprises are studied and the algorithm of systematic assessment of the competitiveness of an enterprise of a certain type of economic activity is proposed, which includes a number of consecutive steps in the context of the outlined direction of competitiveness research. The tendencies of the development of restaurant business in Chernivtsi region are analyzed and the perspective directions of their development are outlined. The location of coffee shops as a constituent of the restaurant industry in the structure of the coffee market has been identified, and current trends in their operation have been analyzed, which has led to the proposed advanced classification of coffee shops. Emphasized on the promising role of "third wave coffee shops" in the sphere of gastro-tourism of Ukraine; Priority directions of development of coffee business in Ukraine are substantiated. A strategic analysis of the competitiveness of coffee shops as a standalone restaurant business was identified and key factors for its growth were identified. A mechanism of competitive advantage formation through the development of the social component of the activity of the restaurant industry has been formed and practical recommendations for the implementation of its principles in the activity of cafes are specified, with the indication of socially oriented measures at each level - economic, legal, ethical and philanthropic. The features of managing the quality of coffee products in the context of increasing their competitiveness are outlined and the model of in-company integration of restaurant enterprises as a component of the mechanism of increasing their competitiveness is developed.
Опис
Воронюк, Т. А. Формування механізму управління конкурентоспроможністю підприємств ресторанного господарства : автореф. дис. ... канд. екон. наук : спец. 08.00.04 "Економіка та управління підприємствами (за видами економічної діяльності)" / Воронюк Тетяна Анатоліївна ; наук. кер. О. В. Зибарева ; Одес. нац. акад. харч. технологій, [Чернівец. нац. ун-т ім. Ю. Федьковича]. - Одеса : ОНАХТ, 2019. - 24 с.
Ключові слова
конкурентоспроможність підприємства, механізм управління конкурентоспроможністю підприємства, ресторанне господарство, ринок кави, кав’ярня, соціально відповідальна діяльність, управління якістю, внутрішньофірмова інтеграція, конкурентоспособность предприятия, механизм управления конкурентоспособностью предприятия, ресторанное хозяйство, рынок кофе, кофейня, социально ответственная деятельность, управление качеством, внутрифирменная интеграция, enterprise competitiveness, mechanism of enterprise competitiveness management, restaurant industry, coffee market, coffee shop, socially responsible activity, quality management, intercompany integration
Бібліографічний опис